Как из моралей сделать песни и придумать биографии героев басен И.А. Крылова?
Мы в школе-студии Артсия недавно обратились к творчеству Ивана Андреевича Крылова и я решила переворошить свой архив, ведь однажды летом в Карелии, близ села Деревянное, на турбазе "Дружба" мы уже делали в лагере Артсия такой спектакль под названием "О житьё, житье!! И что вы думаете? Я наткнулась на потрясающую газетную статью МАТТИ СЯРКИ под названием "Театр в Деревянном", опубликованную в четверг, 10 июля 2008 года в газете «Курьер Карелии» на странице 7 в рубрике «Дети»
На фото:
1. Утренний круг в лагере Артсия, турбаза "Дружба", село Деревянное! Да-да на сцене было более 60 человек!
2. Александра Ершова и Елена Аккуратова

Елена Аккуратова

Четверг 10 июля 2008 года газета «Курьер Карелии» стр. 7, рубрика «Дети»

Театр в Деревянном

Что может объединить басни Ивана Крылова, музыку Альфреда Шнитке и "Жития святых"? Разве только безграничная человеческая фантазия и актерское мастерство. Более того, фантазия детская. Именно благодаря детям, имеющим чистый взгляд на жизнь, эта фантазия нашла воплощение в необычном спектакле, который показали зрителям в минувший вторник ребята из детского лагеря в селе Деревянное.

Уже не первый год они ставят спектакли для себя и для зрителей, приезжающих посмотреть на творчество юных актеров. В этом году театральный вечер был посвящен творчеству Ивана Андреевича Крылова. И были это вовсе не басни в традиционном их исполнении, а басни, которые... Впрочем, обо всем по порядку. Спектакль не заставил себя долго ждать, после того, как все раcceлись и была произнесена официальная речь, на подмостки вышли актеры. Ребята ставили сразу несколько действий, представляя на суд зрителей свое видение мира героев Ивана Андреевича. Построено все шоу было по очень необычной и интересной схеме – крыловские басни и детские фантазии на их основе разбавляли пьесу «Урок дочкам», демонстрируясь между каждой из сцен пьесы. Это тоже произведение Ивана Крылова. Как оказалось, далеко не все знают, что известный баснописец писал также и пьесы. Пьеса рассказывает о барине славянофиле, двух его помешанных на всем иностранном дочерях, служанке их Василисе и странном госте французе, который оказался вовсе не тем, за кого выдавал себя вначале. И манера исполнения этого произведения была также необычна – каждую роль исполняли два, три, а то и четыре актера. Таким образом, зрителю давалась возможность увидеть героев с совершенно разных сторон, с совершенно разными характерами.

Поначалу это выглядело странно: на сцене несколько актеров, одни повторяют реплики друг друга, и продраться к самому сюжету сквозь эти завихрения было малость затруднительно. В целом все напоминало собой некий захаровский фарс. Но уже в следующем действии становится понятно что к чему, однако перед этим занавес закрывается, и на пространство перед сценой выходят другие актеры с другим повествованием.

Каждая басня подавалась не как басня в общепринятом виде. Поначалу ребята рассказывали зрителям с детства знакомые поучительные рассказы про ворону, лисицу и сыр, про синичку, вздумавшую поджечь море, про кошку и соловья и других персонажей в духе авангардного минимализма, без какого либо действия, однако ярко и живо, то якобы корчась от смела, как звери над заносчивой синицей, то страдая От полученных ран, как соловей в кошачих когтях, то еще как-нибудь. Этим рассказом, а также небольшой песенкой предварялось главное действие басен: биография героев Крылова и те события, которые привели их к событиям, описанным в басне.

Так, зритель узнает, что кошка, оказывается, поймала и съела соловья из мести, поскольку она не прошла отборочный тур на очередную «Фабрику звезду, а Соловья «Фабрика» сделала звездой, о тяжелой судьбе вороны, которой Бог послал кусочек сыра в качестве милостыни за жалостливую песню в электричке, а лиса была поймана звероловами и посажена в клетку в зоопарке, но сбежала благодаря неосторожности ночного сторожа. А спящий кот Васька, который все «слушает да ест», на самом деле оказался жертвой мышей, которые сами утащили всю еду с кухни, специально раскидав объедки перед котом, чтобы повар подумал на него. Естественно, кот, когда проснулся, все и доел – не пропадать же добру. А первое в жизни слово самого повара было вовсе не «мама и не «папа», и даже не дядя Гоги», а «кулинария». Зрители узнали очень интересные факты из жизни зверей и людей, которые не счел нужным описать Иван Андреевич Крылов. А когда завершалась басня, перед началом нового действия пьесы ребята в качестве моральной подоплеки зачитывали фрагменты «Жития святых»,

И вот на сцене вновь оказывались жители русской усадьбы, расположенной вдали от цивилизации в глухой деревне – два юноши в роли одного барина, шесть девушек в роли двух дочерей и одной служанки, всякий раз вызывая улыбки, когда одна и та же фраза повторялась на совершенно разный манер, со своей интонацией, со своими эмоциями, со своей мимикой и со своим действием. В конце концов, когда на сцене оказались француз Маркиз числом пять и обе дочери барина числом две каждая, это вызвало просто бурю восторга в зале.

Это довольно сложный момент, и ставить, как и играть его, надо очень осторожно. Ребята же справились с блеском. Много детских театров существует в мире, однако далеко не все могут похвастаться столь мастерским исполнением довольно сложной работы. Главное, что ребята прочувствовали и поняли характер своих героев, а отточенность и правдоподобность движений – это дело практики.

«Жития святых» были использованы в спектакле не случайно. Когда в прошлом году ребята опаздывали на гимнастику или еще куда-нибудь, им «прописывались» такие своеобразные таблетки» от недисциплинированности: читались различные пьесы. В этом году роль «таблеток» выполняли «Жития». Ребята прониклись мудрыми мыслями и стали вы писывать для себя наиболее понравившиеся им фразы. Эти фразы они сами и зачитывали в качестве морального обоснования перед и после каждой басни и сцены спектакля. Этот "антитеатральный» элемент, как выразилась известный театральный педагог москвичка Александра Ершова, разбавлял комичность повествований. Этому необычному проекту Карельской летней театральной академии «Артсия исполняется пять лет. В лагерь ежегодно приезжают отдыхать дети со всей Карелии и России, в этом году были ребята из Москвы.

В первый год пять лет назад ставили сказку, во второй – «Евгения Онегина», третий посвятили эпистолярному жанру, в четвертый год была современная поэзия. И вот, наконец, добрались и до басен дедушки Крылова

Занимались с ребятами несколько педагогов, среди которых были режиссеры и артисты московского негосударственного театра «Театральная передвижная панорама» Владислав Костюк и Алена Бродягина. А главная идея спектакля принадлежала Александре Ершовой, неизменному режиссеру, руководителю и, как метко окрестил ее должность один юный актер, главнокомандующему этого импровизированного театра.

Примечательно, что время на «изготовление» спектакля было не так уж и много, всего 12 дней. В столь сжатые сроки подготовить полноценное и сложное произведение позволили специальная эскизная методика: детям даются задания, по которым они придумывают свои варианты сюжета, демонстрируют их, а потом уже из них собирается целое. Спектакль был полностью создан из детских эскизов, в взрослые лишь слегка подправляли и объединяли. В том и сила спектакля, что создан он целиком руками детей, и, чувствуя на себе ответственность за столь большое дело, ребята постарались на славу.

Наградой кроме аплодисментов, поздравлений и родительской радости были специальные сертификаты о том, что ребята стали полноправными членами этой необычной актерский студии, в которой некоторые занимались уже не первый год. Режиссеры получили дипломы, благодарственные письма от министерства образования Республики Карелия и подарки.

Матти СЯРКИ
Я думаю, что только человек умеющий быть благодарным, действовать «для других», превращающий свою ошибку в ресурс, благодаря умению учиться, и духовно богатый, то есть интересующийся культурой, может стать счастливым и состояться как личность.
Елена Аккуратова
Арт-директор, режиссёр-педагог, одна из создателей «Артсии»