Введение в тему
Во время постановки спектакля с детьми считается, что главный в этом процессе взрослый с его идеями режиссерского замысла. Мы в театрально-педагогической академии Артсия практикуем другой вариант и считаем главными– детей.
Когда родители, отдают в театральную студию или в театральный лагерь ребенка, обычно они очень переживают дадут ли ему главную роль, и будет ли у их дочки красивый костюм?! Что придется дома учить слова роли, а дети это не любят и придется родителям мучиться…
У наших родителей, такие переживания быстро проходят. В спектаклях Артсии каждый ребенок играет не одну роль, а несколько: главную роль, роль второго плана и роль в массовой сцене! Мы стараемся минимизировать детские переживания на тему: какая роль у меня будет? И если ребенок очень хочет сыграть какую-то роль – сыграет.
Возможно, в нашем спектакле у ребенка не будет эффектного костюма, а будет элемент костюма. Зато он быстро перезнакомится со всеми и сразу станет активным участником репетиционного процесса без подготовительных и разминочных этапов. И тексты юный исполнитель сможет самостоятельно выучивать прямо на репетициях.
Из истории
Артсия родилась в 2002 году в Карелии как профильная образовательная программа летнего лагеря с подростками. Это был большой проект Министерства образования Республики Карелия, курировала его О.В. Мурзина. На спектаклях Артсии регулярно бывала тогдашний министр образования Карелии Галина Анатольевна Разбивная и удивлялась тому, что ей приходилось делать будучи зрителем: разворачиваться на скамейках то в одну, то в другую сторону, ходить по территории лагеря. На одну из премьер приехал Министр Образования России А.А. Фурсенко.
Сегодня разработано 15 проектов, поставлено 24 летних спектакля с подростками разных возрастных групп: 8-12, 13-18.
Есть четыре проекта для детей возраста 6-9 лет, по этим проектам поставлено 7 спектаклей с детьми и 5 спектаклей с воспитателями и педагогами.
Для всех этих проектов придуманы такие ключики-задания, которые позволяют педагогам, не имея режиссерского образования, ставить хорошие спектакли, а ребятам открывать для себя заново чудесных авторов и создавать совершенно новые уникальные самостоятельные произведения.
Вариативность
Первое условие, которое важно реализовать в начальной стадии постановки спектакля – вариативность: выполнение одного и того же задания по-разному разными детьми в малых группах, просмотр всеми участниками этого задания и высокая оценка другими детьми и взрослыми всего непохожего и неожиданного в увиденных эскизах.
Если вы решили взять к постановке басни И.А.Крылова, то одну из басен все команды репетируют одновременно, например, получив разные задания-ремарки (ремарки мы отбираем из пьес Гоголя, Ионеско, Гоцци). Или вы предлагаете каждой команде сыграть пантомиму сказки «Айболит». Не сомневайтесь каждая команда придумает что-нибудь оригинальное. Однажды я видела как зайчика которому «перерезало ножки» играли две девочки, одна зайчика, а другая отрезанные ножки.
Разнообразие вариантов одной сценки способно не только спровоцировать взрыв детской креативности, но и актуализировать детский опыт.
Так социоигровые идеи вариативности и малых групп реализуются в нашем репетиционном процессе.
Тайна
Второй принцип – тайна, секретность. Мы часто (но не всегда) держим от детей в тайне, какой предполагается ставить спектакль. Или какую роль сейчас репетируем. Дети получают на бумажках текст и устное задание. Например: – Сыграть это стихотворение, бегая и прыгая, и чтобы у каждого был текст.
Бывает, что роль почти сделана и только потом дети узнают, что это за роль и в каком спектакле. Вероятно поэтому исполнение даже сложных ролей дается детям в наших спектаклях легко. Когда юный артист не старается угодить тете или дяде режиссеру и соответствовать представлениям взрослого о роли, ребенку легче импровизировать, придумывать и создавать свой собственный образ.
Тупик
На репетиции мы стараемся поставить детей в творческий тупик. Для этого нужно дать сложное задание и сформулировать его так, чтобы, дети могли использовать свой личный опыт и в результате командной работы импровизационно здесь и сейчас появился театральный эскиз (например, часы). Тексты можно держать в руках.
Индивидуальные этюды к спектаклю обычно наши артисты выполняют все одновременно, используя прием «публичное одиночество». Перед этим мы выясняем у них что это такое? Кто-нибудь знающий всегда находится, и объясняет всем. Пробуем прием, а в дальнейшей работе достаточно сказать «публичное одиночество» и дети понимают о чем речь. А дальше: – Все одновременно превращаются в удивлённых школьников.
Например, любовные отрывки (короткие диалоги на пол-странички) из пьес А.Н. Островского 9-12 летние дети на репетиции играли в двух вариантах: «скоростной» и «с паузой», это два задания, которые исполнители получают сразу:
– Между репликами не должно быть пауз («скоростной»)
– Между репликами персонажей должны быть паузы как можно длиннее.
Для спектакля затем отбирались разные варианты тех, которые лучше получились. Репетиции и спектакли в театральном лагере идут чаще всего на улице. И одна девочка однажды придумала паузу: прежде чем ответить партнеру она схватила стул двумя руками под попой и побежала от партнера вокруг кустов, и оттуда закричала ответ, партнер, естественно к ней побежал тем же манером. Зрители очень хохотали. Эта сцена вошла в спектакль.
Мы не объясняем почему так в сцене все происходит
Когда начинаются репетиции мы не читаем всю сцену и не разбираем ее по ролям. Не объясняем почему в сцене все так происходит.
Мы ищем метафору, похожее явление, ситуацию в жизни, понятную детям и похожую на то, о чем идет речь в сцене или конкретный образ из текста.
– Сыграйте «прошло много времени», – сказали мы детям при постановке сказки «Спящая красавица»! И они придумали отрывной календарь вокруг которого артисты ходят и отрывают годы.
Или можно предложить детям выполнить очень конкретное техническое задание:
– Найдите себе место, где вы это сыграете, в отрывке нужно обязательно бегать, прыгать и ползать (Мифы народов мира).
Увидеть ценное в детской работе
Формулировка задания – это важно и это пункт над которым мы при составлении плана репетиции сидим долго (а планирование у нас всегда коллективное),но не менее важно: взрослым научиться видеть ценное в корявой детской работе.
С первого взгляда почти всегда кажется, что дети придумывают какую-то ерунду! Но помните: у нас уже есть свое представление о материале и оно не совпадает, и не должно совпадать с представлением детей. Да и качество исполнения у ребятишек почти всегда хромает. Абстрагируйтесь от качества, его всегда можно подтянуть в ходе репетиций, попробуйте увидеть идею, понять в чем может быть ценность эскиза? Все такие пробные театральные работы мы называем эскизами.
Наша задача, как взрослых, как режиссеров найти там особенное – увидеть разглядеть.
Сегодня нам работать легче: эскизы можно записать на видео, потом пересмотреть. И важно, особенно на первых порах, похвалить. Тогда дети взлетают. В следующий раз исполнители будут придумывать лучше, напряженнее, интереснее. Что бы ни сделали дети самостоятельно важно – похвалить за конкретную вещь, а не вообще расхожее слово: – Молодцы! А затем использовать эту сцену в спектакле не переделывая.
Если совсем что-то не получилось можно просто забыть об этом, не говоря детям, выкинуть и дать другое задание, в котором обязательно получится.
Смена позиции «зритель-исполнитель».
Или другими словами – судейство. Оценивают исполнительскую работу друг друга, дети, а не взрослые.
На репетиции все работают: нет в зале таких бездельников, которые пережидают, пока режиссер с одной группой репетирует. Если ты зритель у тебя есть зрительское задание – за чем ты смотришь, и ты потом за него обязательно отчитаешься артистам. Это и есть «оценивание»: отчет о том что ты увидел в показанной тебе работе?
Например, мы очень любим задание «Моментальная фотография»:
– Зрители, когда будете смотреть сценку выберите самую выразительную позу.
После сценки артисты командуют зрителям: – Раз , два, три – замри!, – и те замирают, копируя позы исполнителей. Артисты смотрят: –Кто скопировал мою позу?
Или: – Скопируйте самую интересную интонацию.
Такая Зрительская работа очень быстро включает в репетицию всех и помогает детям самостоятельно обучаться. Ведь они следят за понятным им критерием.
Важнейшим элементом исполнительского искусства является актерская «оценка»: персонаж встретился с неожиданностью, с тем что его удивляет и что меняет его поведение. Но исполнители часто пропускают их.
Однажды в работах средних подростков (9-12 лет) мы увидели, что в этюдах плохо с «оценками». Провели короткий мастер класс на тему актерских «оценок» и попросили исполнителей добавить «оценки» в их эпизод. Зрители получили задание: – Загибать пальцы: считать количество оценок на группу. Дети-зрители смотрели 6 отрывков, считали оценки, показывали на пальцах их количество выступившей группе и с каждым показом общее количество оценок-стопов в показах росло. А первые всегда имеют возможность показать в конце еще раз.
То есть не мы взрослые говорим детям, что кто-то не справился, а дети сами это делают. Мы же взрослые организуем этот разговор
В спектакль включается реальная детская игра. Или реальное препятствие.
В спектакле летней академии «Пушкин и мы» (2023) подростки пели песню и компаниями перепрыгивали в это время двигающуюся верёвочку: парами, четверками, восьмёрками.
Спектакль школы-студии по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке называется «Игра о рыбаке и рыбке». Частично он построен на детских играх: «Море волнуется раз», «прыжки через скакалку» и других. Игра помогает детям с первых минут спектакля забыть о страхе перед зрителем, полностью включиться в действие и войти в такое игровое состояние, которое помогает действовать на сцене импровизационно!
Распределение ролей.
Здесь у взрослого сложнейшая роль, если каждый артист труппы проиграл все роли в спектакле, и эскизно (с текстами в руках) уже сделаны все сцены, можно начать так называемое распределение ролей. В чем оно состоит, если все играли всё и сделали по несколько вариантов некоторых сцен спектакля?
Нужно найти кто в репетиционном процессе какой кусок играл особенно удачно и отдать ему этот эпизод в спектакле. Сейчас видеозаписи эскизов помогают вспомнить и распределить роли.
Мы, взрослые следим за тем, чтобы у каждого была главная роль, (то есть ее кусочек) и еще несколько ролей: роль второго платна и роль в массовой сцене. Список ролей доходит у некоторых актеров до 6-8, их перечисление не вмещается в строки диплома.
Где сидят артисты, когда они зрители?
Это вопрос который нужно решить в первой половине процесса постановки спектакля чтобы актеры привыкали выходить на площадку именно оттуда.
Для нас важно, чтобы актеры видели, что происходит на сцене, поэтому наши исполнители сидят как правило на авансцене, перед зрителями.
Передача роли: главная роль делится на несколько эпизодов и передается во время спектакля от одного исполнителя, например, к другому с помощью передачи элемента костюма: Цыпленок-Солнышко передавал желтую кепочку, Король – корону, Золушка – фартучек и так далее. Один и тот же отрывок можно сыграть несколько раз во время спектакля, если он хорошо получился у разных исполнителей.
Главной ролью может считаться любой самостоятельный выход на сцену. Иногда такую роль можно выдумать. Например, в пластической сказке «Золушка» на музыку балета С. Прокофьева мы придумали, что Волшебники времен года (вместо фей, так как у нас было много мальчиков) будут выходить с жезлами и давать специально сочиненную ими команду для выхода своей свиты. Это и была их главная роль.
Собственно настоящее распределение ролей происходит в тот момент, когда дети начинают репетировать в малых группах – они там сами договариваются кто кем будет. Потом эпизод может пойти в спектакль, а может и не пойти. Но тогда мы ищем другую возможность обеспечения ролями.
Сценарий.
Еще до начала постановки спектакля важно понимать как разделить сценарий на множество мелких эпизодов или отобрать из пьесы короткие отрывки.
Каждая сцена в спектакле может повторяться, так как ее сделали по-разному разные исполнители
Сценарий корректируется во время постановки и зависит от того, что придумали дети.
Упаковка спектакля и премьера
Наконец настает время, когда взрослому пора взять процесс в свои руки( но не весь, а только общее руководство), чтобы все творческие идеи усилия сошлись в целостный образ спектакля.
Собрать спектакль из разрозненных сцен воедино – вот этого дети сделать не смогут. Поэтому им нужен взрослый человек, осознающий логику действия, какая сцена за какой идет и какая команда после какой выходит. Все это репетируется во время сборки, во время прогона проверяется (в том числе – насколько дети могут самостоятельно, без подсказок взрослых следить за порядком выхода). Для помощи за кулисами взрослый (если дети не умеют писать) или сами дети пишут порядок сцен, который помогает им выходить вовремя, если спектакль сложный.
Сборка спектакля, затем прогон (иногда его приходится пропустить), генеральная и премьера. Если вы составляете календарный план постановки его лучше начинать с дня премьеры и считать назад минус 4 репетиции: к этому времени нужно эскизно проиграть все сцены спектакля. Если дети работают самостоятельно они никогда не забудут то, что сделали, даже через месяц, просто нужно дать им время дополнительно порепетировать.
Афиша, программка, элементы костюмов.
Все это дети делают самостоятельно. Каждый ребенок рисует какую-то часть афиши или рисунки к программке. Взрослый может собрать все это и объединить в общей работе.
Реквизит: взрослый, зная общую концепцию спектакля,выбирает, что требуется сделать из реквизита: например генералы делали себе медали на мундиры, а дамы цветы из фетра на юбки.
Короткие блиц советы:
– Научить исполнителей выходить на сцену БЕГОМ и БЕГАТЬ в переходах между сценами
– Если ничего не получилось просто выкинь эту сцену: у тебя полно других
– Главный принцип: не репетируй, скажи исполнителям, что нужно доделать и оставь детей одних, потом прими работу.
Елена Аккуратова