Как объединить театр дошкольников
и классическую музыку? Балет и сказка
«Спящая Красавица»
Любовь Веселова, воспитатель детского сада № 1 в городе Кострома делится своим опытом театрализации жизни дошкольников в детском саду. К тексту прилагаются ссылки на использованные в работе произведения. Бери и делай!
Как объединить театр дошкольников и классическую музыку? Балет и сказка «Спящая Красавица»
Любовь Веселова, воспитатель детского сада № 1 в городе Кострома делится своим опытом театрализации жизни дошкольников в детском саду. К тексту прилагаются ссылки на использованные в работе произведения. Бери и делай!

Нашим шестилеткам так понравилось ставить спектакли, что после очередной премьеры они попросили прочитать еще сказку, которую можно сыграть.

В этот раз поиск произведения был целенаправленным. Обязательным условием стало наличие классической музыки к сказке, балета. Выбор пал на «Спящую Красавицу» Шарля Перро и одноименный балет на музыку П.И. Чайковского.
День первый
После прочтения сказки дети поделились странностями, обнаруженными ими в тексте.

Я спросила так:
– Мы с вами прочитали сказку Шарля Перро «Спящая красавица». Скажите, ребята, что вас удивило в этой сказке?

Дети отвечали:
– Меня удивило, как они сделали из алмазов вилки, ложки и ножик (Вадим).
– Меня удивило, что деревья пропускали его, а должны не пропускать (Ксюша).
– Меня удивило, как она заснула от иголки (Ульяна Ч.).
– Меня удивило, как она умирала (Ксюша Н.).
– Засыпала (Ульяна Ч.).
– У меня такое же удивление, как деревья в замок открыли, пропустили (Лера Т.).
– У меня тоже, как деревья пропустили принца (Даня)
– Меня удивило откудова у них дракон (Тим)
– Дракон?
– Ну принцесса приехала на драконах из запряжки (Тим).
– Фея там.
– Меня удивило, что старая фея много лет не выходила из замка (Лера Р.).
– Меня удивило, что, как там его, деревья пропустили его, а других нет (Петя).
– Меня удивило, почему старую фею не пригласили (Даша).
– Меня удивило, что принцесса из-за иголки уснула крепким сном (Вита).
– Меня удивило, как фея сделала так, что все заснули (Варя).
– Меня удивило, как спящая царевна уснула (Настя).
– Меня удивило, что принцесса столько лет не ела ничего (Уля Т.)
– Меня удивило, как принц разбудил спящую красавицу (Ева)
– Меня удивило, как маленькая принцесса, она заснула и все за нее тоже заснули (Лера Р.)
– Меня удивило… никто не мог Спящую Красавицу разбудить, а только принц (Максим)
– Меня удивило, как старуха, как там она, побежала красавица, она тоже запросилась, как старуха там, ну, которая там хотела уколить, и она как-то там раз и уколилась.

День второй
На следующий день детям было предложено создать книгу с иллюстрациями к сказке. Вспомнили персонажей и определились какие эпизоды будут отображены в рисунках.

Я спросила так:
– Какие персонажи были в сказке?

Дети ответили:
Король, Королева, Спящая красавица, Феи, Ведьма злая…

– А сколько фей было?
– Семь!

Дети наперебой вспоминали, дополняли и поясняли друг другу:
– А злая – восьмая!
– Принц!
– Лошадь!
– Повара.
– Охрана!
– Собачка.
– Собака маленькая и большая;
– Сторожевые собаки…

– Как там? Когда началась сказка, у вот этих родителей не было детей же! Как они назывались то?
– Король и королева.
– Бабушка, которая вязала.
– Яблочко.
– Иголка.
– Яблочко – это «Мертвая царевна»!
– Веретено!
– Это, наверно, та, злая!
– Может быть, она просто превратилась в человека?!
– Там был замок!
– Еще были деревья, которые не пропускали!
– Башня, злая фея там долго сидела.
– Она 50 лет сидела.
– Ребята, а какой первый рисунок нарисуем?
– Король и королева.
– У них родилась дочка. Королевский дворец. Можно еще вилки и ложки золотые. Праздник.
– Пришли феи!
– Прилетели 7 фей.
– Одну забыли пригласить. Пришла злая.
– Как они желают. С крылышками.
– Выросла принцесса…
– Они поехали в замок какой-то.
– Она там укололась. Она бегала, бегала и укололась.
– Заснула.
– Прилетела фея к ней на драконах.
– Всех заколдовала, все заснули.
– Замок зарос.
– Потом прошло 100 лет и пришел принц. Он зашел в замок, его деревья пропустили.
– Он нашел принцессу и она проснулась. Все проснулись. Огонь затрещал
– Свадьба.

После того, как дети создали каждый свою трактовку в рисунке, в группе были развешены иллюстрации разных авторов к данной сказке. Также были распечатаны фотографии балета. Чтобы переход от чтения к музыке стал более плавным, мы перед сном детям включили музыкально литературную версию сказки*.

*Спящая красавица. Музыкально-литературная композиция. Д-015141. 1965.
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=R6iDoyjCkxw


День третий
На другой день мы начали знакомится с музыкой к балету.

Я предложила:
– Начнем слушать с интродукции.
– А что это такое?
– Это вступление, начало, которое звучит при закрытом занавесе, чтобы зритель настроился. Попробуем по вступлению угадать, какой будет балет?

После громкой музыки дети захлопали.
– Это Феи!, – сразу отозвались дети на звуки нежной музыки.
– Кого вы узнали в этой музыке?
Фея крестная и злая!

Различив и разделив интродукцию на две части, дети охарактеризовали каждую.
Грустная, спокойная, негромкая, нежная, плавная, небыстрая, засыпающая.

– Давайте, попробуем продирижировать ручками. Какие были движения?
Отрывистые, неровные, грубые, резкие, прямые, злые.

После прослушивания, дети нарисовали эскизы ткани к костюмам феи Сирени и феи Карабос, а в следующий раз самих фей.

День четвертый
Настал день когда мы увидели балет. Дети с удовольствием смотрели балет и танцевали под музыку.
Здесь ссылки на просмотренные нами эпизоды: https://www.youtube.com/watch?v=tUioLgs8q1c

Фея Карабос https://www.youtube.com/watch?v=9Pkv8uKQkGo
Вальс https://www.youtube.com/watch?v=zg5lc1zPxgg
Аврора https://www.youtube.com/watch?v=1uzMZytJ5FY
Аврора https://www.youtube.com/watch?v=ofuTL9YbkUk
Аврора https://www.youtube.com/watch?v=XJDghId9QZI
Принц Дезире и Аврора https://www.youtube.com/watch?v=2aL73tN1L8Q
Принц Дезире и Аврора https://www.youtube.com/watch?v=lX3b84Ni9wE

После просмотра Танца Фей https://www.youtube.com/watch?v=HkK5sgz7kn8 мы уделили особое внимание Фее Канарейке. Интересным оказался эффект, который произошел совсем случайно – не закрыв вкладку с пением птицы канарейки, я включила танец феи Канарейки. И два файла зазвучали одновременно! Это вызвало у детей удивление: как музыка и пение птицы схожи!

Затем дети выступили в роли дирижеров и музыкантов.

День пятый
Следующим нашим шагом стало моделирование по тексту. Совместно с детьми мы распределили кто, что рисует и строит. По окончании работы некоторые ребята захотели обыграть постройку. Она стояла несколько дней, ее никто не хотел разбирать. И Росло желание сыграть сказку самим!
День шестой
Началась подготовка. Дети определили какие покажут эпизоды, выбрали себе роли, нарисовали афишу и пригласительные билеты для родителей. Если до этого драматизации сказок была спонтанны, то в этот раз дети попросили репетицию. Я удивилась и обрадовалась! Движения танцев предлагала, в основном, я, и спрашивала у ребят, подходит ли им? И каждый самостоятельно пробовал станцевать свою партию в соответствии с характером музыки.

Через день юных артистов балета уже приветствовали родители-зрители. Посмотрите эпизод из сказки.