История одной мизансцены
спектакля cпектакля «Все о любви»
«Артсия» 2021
История одной мизансцены спектакля cпектакля «Все о любви»
«Артсия» 2021
Чем уникален наш театральный лагерь? Мы владеем эффективной технологией постановки спектакля, которую из первых рук передала нам гениальный педагог-режиссер Александра Петровна Ершова. Эта технология обеспечивает дружескую и творческую атмосферу всей нашей жизни в течение 14 дней и делает всех участников: и детей и взрослых не только креативными, а еще смелыми, умными, трудолюбивыми и талантливыми.

Сейчас я на конкретном примере расскажу немного о том, как у нас идет процесс постановки спектакля.

Одно удовольствие ставить спектакль по рассказам Надежды Тэффи, Аркадия Аверченко и Михаила Зощенко. Хотя выбрать из их творчества рассказы о любви, подходящие для исполнения подростками, было очень сложно. Рассказ Аркадия Аверченко "Сентиментальный роман" нашел Влад Костюк и этот рассказ был утвержден для постановки сразу и единогласно.

Поскольку место действия в рассказе – маленькая комната в коммунальной квартире, в которой одновременно проживают 7 человек, мы предложили нашим артистам сыграть все действие на пятачке состоящем из четырех модулей "татами". Вот какие мы придумали задания для команд исполнителей, чтобы они могли самостоятельно сделать эту сцену и сыграть эскиз (это импровизация, заглядывая в текст). Команда из 6-7 чел пробует:

  1. Нарисовать мизансцену на общем листе: где находится каждый из персонажей, в какой позе;
  2. Пойти к рисунку другой группы и найти 3 отличия от своего рисунка
  3. Распределить роли и выписать из рассказа все тексты, относящиеся к вашему персонажу
  4. Взять 4 мата и сыграть рассказ как пьесу в этом пространстве (примерно 4 кв метра), не выступая за края, да еще ТАК, чтобы у каждого перед фразой были оценки и изменения поз.

Все задания давались после выполнения командой предыдущего шага. У каждой команды были: один на всех текст рассказа и лист А3; личная тетрадка для записей, 4 мата"татами".
Аркадий Аверченко. Сентиментальный роман

Аверченко Аркадий Тимофеевич. Рассказы. Сост. П.Горелов. — М.: Молодая гвардия, 1990
Ocr Longsoft сентябрь 2006

Один Молодой Человек влюбился в одну девушку. Он встретился с нею у однихзнакомых, познакомился — и влюбился. Дело известное. А девушка тоже в него влюбилась. Такие совпадения иногда случаются.
Они пошли в кинематограф, потом в оперу. И влюблялись друг в друга все большеи больше по мере посещения кинематографа, оперы, цирка и театра-миниатюр. Молодому Человеку пришла в голову оригинальная мысль: объясниться сдевушкой и предложить ей руку и сердце. Этот Молодой Человек был проворный малый и знал, что первое дело припредложении руки и сердца стать на колени. Тогда уж никакая девушка неотвертится.

Но где проделать этот гимнастический акт? В опере? В цирке? В театре-миниатюр светло и людно. Всюду такие сборы, чтояблоку упасть некуда, не то, что Молодому Человеку — на колени. В кинематографе? Там, наоборот, темно, но и это плохо. Девушка может подумать,что он уронил шапку и ползает в темноте на коленях, отыскивая ее. В таких делахминутное недоразумение — и все погибло. Мелькала у Молодого Человека мысль пригласить девушку к себе, но она былазастенчива, и никогда бы не пошла на эту авантюру.

И вдруг Молодого Человека осенило: «Пойду к ней!»

— Можно вас навестить, Марья Петровна? — однажды осведомился он сладкимголосом.
— Мм... пожалуйста. Но у меня тесно.

Молодой Человек парировал это соображение оригинальной мыслью.

— В тесноте, да не в обиде.
— Ну что ж... приходите.
— Ей-богу, приду! Посидим, помечтаем. Вы мне поиграете.
— На чем?!
— Разве у вас нет инструмента?
— Есть. Для открывания сардинок.
— Да, — печально согласился Молодой Человек. — На этом не сыграешь. Ну, всеравно приду.

Молодой Человек надавил пальцем пустой кружочек, оставшийся от бывшегозвонка, стукнул ногой в дверь и кашлянул — одним словом, проделал все, что делаютлюди в наш век пара и электричества — чтобы им открыли дверь.

— Что вам угодно? — спросил его сонным голосом неизвестный господин.
— Дома Марья Петровна?
— Которая? Их в квартире четыре штуки.
— В комнате номер три.
— В комнате три их две.
— Мне ту, что рыженькая. В сером пальто ходит.
— Дома. А вы чего ходите в такое время, когда люди спят?
— Помилуйте, — изумился Молодой Человек. — Всего 7 часов вечера.
— Ничего не доказывает. У нас три очереди на сон. Всегда кто-нибудь да спит.Идите уж.

Столь приветливо приглашенный Молодой Человек вошел в указанную комнату —и остолбенел: глазам его представилось очень большое общество из мужчин и дам, а вуглу, на чемоданчике — мечта его юных дней.

— Что это? — робко спросил он, переступая через человека, лежащего посрединепола на шубе и укрытого шубою же. — У вас суаре? Вы, может быть, именинница?Недобрая! Неужели скрыли?
— Какое там суаре? Это жильцы.
— А где же ваша комната?
— Вот.
— А они чего тут?
— Они тут живут.
— В вашей комнате?
— Трудно разобрать — кто в чьей: они ли в моей, я ли — в их. Садитесь на пол.

Молодой Человек опустился на пол и ревниво спросил:

— Где же вы спите?
— На этих чемоданах.
— Но... тут же мужчины?!
— Они отворачиваются.
— Марья Петровна! Я хотел с вами серьезно поговорить...
— Что слышно на фронте, Молодой Человек? — спросил господин, выглядывая из-под шубы.
— Не знаю. Я вот хотел поговорить с Марией Петровной по одному интересномувопросу.
— Послушаем! — откинулся старик, набивавший папиросы. — Люблю интересныевопросы.
— Но это... дело интимное! — в отчаянии воскликнул Молодой Человек (не могу же яперед таким обществом бухнуть перед ней на колени!).
— Что ж, что интимное. Мы тут все свои. Только... виноват! Вы своей левой ногойзалезли в мою площадь пола. Если бы вы у меня были в гостях — другое дело.
— Послушайте... Марья Петровна, — шепнул ей на ухо Молодой Человек, подбираяноги. — Я должен вам...
— В обществе шептаться неприлично, — угрюмо сказала старая дева, поджимаягубы.

Из угла какой-то остряк сказал:

— Отчего говорят: «не при лично»? Будто переть нужно поручать своемузнакомому.
— Марья Петровна! — воскликнул Молодой Человек, горя, как факел, в неутолимойлюбовной лихорадке...
— Марья Петровна! Хотя я сам происхожу из небогатой семьи...
— А ваша семья имеет отдельную комнату? — с любопытством спросил старик.

Молодой Человек вскочил на ноги... Пробежал по комнате, лавируя между всемижильцами, перескочил через лежащего на полу и, придав себе таким образом разгон,— бухнулся на колени:

— Марья Петровна, — скороговоркой сказал он: — Я вас люблю надеюсь что и вытоже прошу вашей руки о не отказывайте молю осчастливьте а то я покончу с собой!

Старик и господин под шубой завопили:

— Несогласны, несогласны! Знаем мы эти штуки!!
— Позвольте! — с достоинством сказал Молодой Человек, поднимаясь с колен. — Чтозначит «эти штуки»?
— Насквозь вижу вас! Просто вы хотите этим способом втиснуться в комнатуседьмым! Дудки-с! Нет моего согласия на этот брак!
— Господа! — моляще сказала Марья Петровна, соскальзывая с чемодана и простирая руки к жильцам. — Мы тут в уголку будем жить потихонечку... Я его за этим чемоданом положу — его никто и не увидит. О, добрые люди! Дайте согласие на этот брак!
— К черту! — ревел жилец из-под шубы. — Он уже и сейчас въехал ногами вплацдарм Степана Ивановича! А тогда за чемоданом он будет въезжать головой в моерасположение. Нет нашего благословения!
— Однако, — возразил удивленный Молодой Человек. — С чего вы взяли, что я будужить здесь! У меня есть своя комната, и я заберу от вас даже Марью Петровну.

Дикий вопль радости исторгся из всех грудей.

— Милый, чудный молодой человек! Желаем вам счастья! Господа, благословим жеих скорее, пока они не раздумали! Дайте, я вас поцелую, шельмец! Ах, какая чуднаяпара! Знаете, вы бы сегодня и свадьбу справили, а? Чего там!

Энтузиазм был неописуемый: старик совал в рот Молодому Человеку только что набитую папиросу. Старая дева порывисто дергала его за руку с явным намерением изобразить этим поступком рукопожатие, человек на полу под шубой — ласково трепал Молодого Человека по лодыжке, а в углу у чемоданов невесты двое жильцов, рыча и фыркая, как рассерженные пантеры, планировали по-новому свои угодья, примыкавшие к участку Марьи Петровны.

А когда счастливый, пьяный от радости Молодой Человек спускался с лестницы —его догнал старик, набивщик папирос.

— Слушайте, — задыхаясь, шепнул он. — Обратите внимание на другую девушку. Она хоть и не молодая, но замечательная — ручаюсь вам. Человек изумительного сердца! Нет ли у вас для нее какого-нибудь подходящего приятеля?.. Она сделает счастье любому человеку, да и мы бы заодно избавились от этой старой ведьмы, прах ее побери!